unclesasha (unclesasha) wrote,
unclesasha
unclesasha

Categories:

Прага и Норвегия. Окончание.

Прага 1
Прага 2
Прага, Общественный Дом 3
Амстердам 4
Берген 5
Олден 6
Молде 7
Гейрангер 8
По следам троллей 9
Шолден 10
Флом 11
Осло. Музей кораблей викингов 12




Возле музея кораблей викингов мы сели в экскурсионный автобус, который ходит по кругу, останавливается у разных достопримечательностей, и можно целый день кататься по одному билету и слушать аудиогид по-русски. Проехали не далеко, одну остановку, до места, где рядом в специальных павильонах хранятся «Фрам» и «Кон Тики». При всём уважении к Туру Хейердалу он всё-таки просто развлекался. А история полярных исследований для меня всегда была одним из немногих светлых моментов жизни человечества. Там героические подвиги совершались не по причине войн или иных человеческих ошибок и глупостей. Там было больше спорта, чем науки, но где ещё можно найти столько романтики, отваги, таинственного.
Вспомнить хотя бы Соломона Августа Андре, тайна гибели которого была случайно раскрыта только через 33 года после того, как он улетел на воздушном шаре. Или наших Русанова, Брусилова и безумного Седова, который, умирая, заставлял тащить себя к северному полюсу. Мы так никогда не узнаем, кто на самом деле был первым на северном полюсе, Кук или Пири. Или оба не были.
Поиски экспедиции Нобиле. Гибель Де Лонга.
А какая драма разыгралась на южном полюсе с экспедицией Скотта!



Слово «фрам» означает «вперёд».
Предыстория «Фрама» начинается с экспедиции Де Лонга. Этот исследователь Арктики решил достичь северного полюса на корабле со стороны Берингова пролива. Тогда многие думали, что на полюсе летом есть открытая вода. Возле острова Врангеля корабль вмёрз в лёд и почти два года дрейфовал во льдах. Потом деревянный корпус лопнул. Команда поставила шлюпки на полозья и пошла на юг. Через три месяца они достигли Новосибирских островов и попытались пересечь море Лаптевых, чтобы попасть на материк. Шлюпки разбросало штормом. Одна утонула. Другая смогла войти в устье Лены, и её экипаж спасли якуты. Сам Де Лонг на третьей шлюпке оказался в устье какой-то речки, думая, что это одна из бесчисленных проток дельты Лены. Из 14 человек с этой шлюпки выжили двое, погиб и капитан. Но это немного другая история. А для нас интересен тот факт, что три года спустя остатки судна, погибшего возле Новосибирских островов, нашли на берегу Гренландии, за 3 тысячи километров. Норвежец Нансен сделал из этого вывод: через Ледовитый океан с востока на запад идёт течение. И лёд дрейфует. Значит, можно оказаться на северном полюсе, используя попутный дрейф. Идею не приняли авторитетные геологи, но поддержали энтузиасты.



Нансен заказал проект судна с особым профилем корпуса, чтобы лёд не ломал, а выдавливал его вверх. Борта сделали из дерева, но в три слоя. С герметизацией смолой с опилками. Минимальная толщина борта 17 см. Считается, что это самое прочное деревянное судно в истории. Кроме паровой машины предусмотрели парусное оснащение. Ещё одним специфическим условием проектного задания было то, что это должно было быть судно минимального размера для экипажа из двенадцати человек с автономностью пять лет. Нет, вы представляете, запас еды и снаряжения на 5 лет! Говорят, мол, на Марс два года лететь, это психологически сложно, в замкнутом пространстве, ограниченный коллектив. А тут 12 человек готовы были провести 5 лет без связи, на маленьком судёнышке среди бескрайнего льда. На самом деле автономно первая экспедиция «Фрама» продолжалась три года.



Нансену не удалось тогда достичь полюса. После 40 дней пути на север он понял, что при передвижении по торосам с такой скоростью им не хватит припасов, и повернул назад, но не к кораблю, найти который среди льдов было трудно, а к островам Франца Иосифа. Нансен и его напарник вернулись только через полтора года.
Крепкая психика была у этих людей.
Через два года заново отремонтированный «Фрам» отправился в ещё одну арктическую экспедицию. На сей раз не планировалось идти на полюс. Исследовали острова и проливы севера Америки. Открытые земли объявили норвежскими, но тогда они никому были не нужны, сейчас это Канада.
После этого путешествия, длившегося тоже три года, судно сильно поизносилось. Целых шесть лет оно стояло без дела, пока им не решил воспользоваться Амундсен. Судно основательно переоборудовали и отремонтировали. Паровой двигатель заменили дизельным. Это был всего-навсего четвёртый двигатель, построенный фирмой «Дизель», новейшая разработка. Поэтому механиком в рейс отправился один из конструкторов.




Знаменитая экспедиция, в результате которой был покорён южный полюс, готовилась тайно. Все, в том числе, 20 членов команды, думали, что они отправляются на север, чтобы повторить попытку дрейфа через Северный полюс. С собой везли ездовых собак, нарты, знаменитую палатку, которую позже обнаружил на полюсе Скотт. В музее стоит швейная машинка, на которой её сшили. Тщательно упаковывали продовольствие. Деревянные ящики имели круглые люки, чтобы початый ящик не терял прочности, и чтобы собаки не могли добраться до запасов еды. Использовался весь объём тары. Щели между упаковками расфасованной высококалорийной смеси засыпались сухим молоком.
Тайна открылась на Мадейре, где «Фрам» сделал единственную остановку на пути к Антарктиде. Местные газеты откуда-то пронюхали, что Амундсен собрался на юг, а не на север. Возможно, слухи пошли после того, как Амундсен заказал разборный дом на 10 человек, в котором не было никакой необходимости, если дрейфовать в Арктике.
Кстати, в награду за ударную работу одного из плотников взяли в экспедицию.
Короче, Амундсену пришлось сознаться и предложить несогласным вернуться домой за его счёт. Разумеется, никто «Фрам» не покинул. Это ж ещё круче, идти к южному полюсу.



На лёд Антарктиды высадились 9 человек. Лагерь оборудовали в 4 км от берега. Основой его был тот самый разборный дом, от него шли траншеи в снегу к палаткам, где были оборудованы псарни, склады, мастерские. Даже парная была.
Месяц шла доставка грузов в лагерь. Еду и горючее выгрузили с большим запасом, с расчётом на две зимовки.
«Фрам» ушёл с заданием провести океанографические исследования и вернуться за Амундсеном через 11 месяцев. Среди оставшихся на судне был единственный иностранный участник экспедиции, 23-х летний русский штурман Александр Кучин. Через год он сам станет капитаном шхуны «Геркулес» и пропадёт без вести вместе со злосчастной экспедицией Русанова.
До наступления полярной ночи завозили продовольствие на промежуточные базы. Потом зимовали. Как только появилось солнце, попытались выйти к полюсу, но вернулись назад, так как при -54 градусах лыжи не скользят, а собаки не могут спать. Ждали ещё месяц. Потом группа из 5 человек за 99 дней прошла почти 3000 км до полюса и обратно.
«Фрам» вернулся за две недели до возвращения Амундсена с полюса.
Как только он вернулся, бросили лагерь и через три дня отправились в обратный путь.
Заметим, Амундсен на Тасмании покинул «Фрам», отправившись зарабатывать деньги лекциями.
В музее, кроме самого судна, множество интересных материалов, в первую очередь о Нансене и Амундсене. Их личные вещи, снаряжение, быт их экспедиций, а также экспедиции Скотта, в частности, галеты из склада Скотта и снегоступы для пони, которых он хотел использовать в Антарктиде.
Сейчас, говорят, в отряд космонавтов физически и психически здоровых людей найти не могут, а тут десятки.
Нансен и Амундсен. Железные люди.
Да, Нансен не только свою жену любил. Бабник, красавец. Но при такой славе и такой силе, кто устоит. А этот свою славу на дело употребил. На дело помощи голодающим, эмигрантам, русским, грекам, армянам. Вы можете сейчас представить человека такой мировой славы и безупречного авторитета, чтобы он мог выдавать людям паспорта, которые бы признавали в 50 странах? Нет теперь таких людей.



Амундсен мне как-то менее симпатичен. Умный, расчётливый. Но не душевный, самолюбивый. Но герой. И погиб героически, пытаясь спасти Нобиле, с которым был в ссоре.
В таком музее можно много времени провести, вдаваясь во все подробности. Но времени, как раз, мало.


Tags: Прага и Норвегия, путешествия
Subscribe

  • Острава.

    Кто-нибудь знает, что это за кустик, который так рано цветёт? В прошлое воскресеньу утром я гулял по Остраве. Как уже говорил, Острава город не…

  • Европа под угрозой.

    Это не заголовок сообщения информагентств. Это название картины великолепного Филиппа Андреевича Малявина. Картина датируется 1926 годом. Обнаружил…

  • Вот такой стимпанк...

    В понедельник вернулся из Чехии. Кроме основной задачи (свадьбы сына) нашлось время на небольшую экскурсию. Дело было в городе Острава. Город это…

promo unclesasha december 31, 2037 18:55 61
Buy for 20 tokens
Тут положено писать о френдполитике. Добавление в друзья означает только то, что я читаю этот блог в ленте, что мне в этом блоге интересно. Поэтому взаимости от других не жду и сам не обещаю. Все материалы мои, копипастой не занимаюсь. У меня нет закрытых записей. Всё можно брать, желательно,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments